Навыки будущего

Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки»)это комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.

Профессиональный  успех и высокая производительность (то есть, по-настоящему высокие результаты) возможны только тогда, когда человек (или команда) применяют сразу несколько навыков, которые образуют комплекс и начинают усиливать друг друга.

Вне зависимости от выбора будущей профессии, каждому человеку важно уметь находить общий язык с людьми, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и создавать новые идеи.

Soft skills называют надпрофессиональными навыками, потому что для них характерна универсальность. Это значит, что они пригодятся в жизни каждому человеку вне зависимости от профессии и сферы. Овладение надпрофессиональными навыками позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность менять профессию, сохраняя свою востребованность.

Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую роль и занимать своё место в системе соподчинения, то сегодня, как никогда ранее, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных».

Для создания большинства товаров и услуг сегодня требуется кооперация профессионалов из разных областей. Такая кооперация возможна лишь на основе развитых soft skills.

В рамках тематической образовательной программы «Навыки людей будущего» ты сможешь подробно узнать и начать развивать следующие навыки:

  • эмпатия и эмоциональный интеллект,
  • эффективная коммуникация,
  • системное и критическое мышление,
  • кооперация и умение работать в команде,
  • креативность и творческое мышление,
  • safety status (навыки обеспечения собственной безопасности как в аналоговом, так и в цифровом мире).

В разделе материалов для подготовки ты сможешь узнать о каждом из перечисленных навыков. Эти знания пригодятся тебе для выполнения тестового тура конкурсного отбора.


Hard skills и Soft skills

Hard skills — (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена.

Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.

Soft skills — (англ. «гибкие» навыки) универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они взаимосвязаны с характером человека и приобретаются с личным опытом.

Примеры soft skills: коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, то есть социальные, интеллектуальные и волевые компетенции.

В чем отличие между soft skills и hard skills?

  • Чтобы преуспевать в освоении hard skills необходим интеллект (левое полушарие мозга, IQ, логика), для развития soft skills требуется «эмоциональность» (правое полушарие мозга, EQ, эмпатия).
  • Требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, в которой работают люди и от ее корпоративной культуры. Soft skills, наоборот, изменчивы и ситуативны. Например, программирование относится к профессиональным навыкам (hard skills): правила создания хорошего программного кода будут одинаковы для любого программиста в любой компании. Коммуникативные навыки относятся к универсальным компетенциям (soft skills): правила построения эффектной речи будут зависеть от аудитории, к которой обращается говорящий, от речевой ситуации (разговор в метро или выступление на конференции).
  • Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях (школы, институт, дополнительные курсы). Обычно для них выделяются определенные уровни сложности, по которым можно постепенно подниматься, как по лестнице. Например, владение английским языком делится на уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и т.д. Чтобы получить новый уровень, необходимо сдать экзамен. В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, дружелюбность, спокойный характер), или приобретает его с жизненным опытом и тренировками (например, умение работать в команде, лидерские качества). Soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills.
  • Для hard skills существуют подтверждающие сертификаты и дипломы о том, что сотрудник имеет необходимые профессиональные навыки. Soft skills не имеют сертификации и доказать их наличие можно только на практике.

Компетенция - способность человека применять знания и умения, полученные на основе практического опыта, для решения определенных задач.

4К компетенции – это система из четырех ключевых навыков («Система 4К»):

  • Критическое мышление,
  • Креативность,
  • Коммуникация,
  • Кооперация.

Критическое мышление — это способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, то с легкостью определяет самое важное, не рассеивает внимание на второстепенное и без особых усилий обосновывает свою точку зрения. Это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, сравнению и противопоставлению.

Креативность — способность и навык человека к принятию и созданию принципиально новых идей, к новым нестандартным решениям. Она позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Коммуникация — это процесс, при котором один человек передает какую-либо информацию другому человеку посредством слов устной или письменной речи и невербальными способами общения (через образы, интонации, жесты, мимику). Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.

Кооперация (сотрудничество) — способ взаимодействия людей при выполнении общей задачи, при котором они раcпределяют между собой функции, роли и обязанности, объединяя усилия для достижения совместной цели. Кооперация тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.